Помимо Канберщины, Сиднейщины и Мельбурнщины география Австралии полна уникальных мест, до которых добраться не так уж просто, но они того стоят.

Хочу рассказать об одной незабываемой поездке в такое уникальное место.

Лет 15 назад, когда я жила еще в Мельбурне и была одержима идеей создать своему сыну Property Portfolio, (пакет инвестиционной собственности), я постоянно сидела в интернете, выискивая места на карте Австралии, где недвижимость стоила недорого, а доход от аренды жилья был высоким и была перспектива развития региона.

Подходя к вопросу прагматично, я не ограничивала себя поиском известных населенных пунктов и поселений, а «сканировала» такие точки на карте, о которых большинство населения даже не слыхало. Так я обнаружила урановый рудник — Olympic Dam в самом центре континента. Вообще-то, это целый горно-добывающий центр в 550 километрах к северу от Аделаиды, как говорят австралийцы “in the middle of nowhere”

Olympic Dam plant (photo by David Parker)

Aerial view of the Olympic Dam Copper/Uranium Mine

Кроме урана Olympic Dam — один из крупнейших в мире рудников по добыче железа, меди, золота и серебра. Рядом с этим центром расположен специально построенный городок шахтеров и горняков — Roxby Downs.

Roxby Downs

Roxby-Downs 2

Вот его-то я и приглядела. Новые, только что построенные, дома с 3-4 спальнями там стоили в пределах $110,000 — $140,000, а сдача в аренду приносила до 12% дохода, поскольку аренду платила компания, а не жильцы.

Я рассказала о своей «находке» приятельнице, которая тоже этим заинтересовалась. Мы решили рвануть туда и посмотреть на это чудо в пустыне своими глазами.

Сначала полетели, из Мельбурна в Аделаиду. Там взяли напрокат машину. Покатались немножко по Аделаиде — и отправились в дальний путь, почти 600 километров.

Решили переночевать в Port Augusta, куда доставляется руда и другие материалы из Olympic Dam и откуда эти грузы отправляются морем в различные точки назначения.

Port Augusta

Port Augusta

Нам было всё равно куда отправляли грузы, но зрелище длинных колонн гигантских авто-поездов, рассекающих светом фар ночную тьму пустыни, оставило надолго незабываемое впечатление.

Грузовик (Photo by Tom O’Connor)

Track by Tom O'Connor 1

Возят эти грузы только по ночами, что конкретно везут неизвестно, и почему-то от этого было немного не по себе.

Когда мы выехали из Port Augusta, то поехали прямиком через пустыню.

Roxby-down-surrounds

Едем, едем, вдруг знак “Outback”. Смешно. Это все равно, что ехать по российской дороге лесом или полем и вдруг знак “Глубинка”.

Проехали еще немного, надпись на обочине ”За кювет не заходить — запретная зона”. Это была Woomera Prohibited Area.

Prohibited Area

Гигантская территория в 124 000 квадратных километрa, установленная в 1947 году в рамках совместного проекта Англии и Австралии для проведения испытаний различных видов ракет и оружия, в том числе и ядерного.

В 70-е годы проект закрылся, но въезд в зону до сих пор под запретом. Специально построенный рядом городок  — Woomera Village, который когда-то был населен персоналом испытателей, постепенно превратился в город-призрак.

Woomera Village удивил нас пустынными улицами, пустыми на вид  добротными кирпичными бараками, военными самолетами и ракетами в виде памятников на площади, и редкими прохожими.

Woomera Sign

Woomera Village

Тем не менее, мы смогли там зайти на почту и купить воды в мини супермаркете. Задерживаться было незачем, и мы поехали дальше.

К трем часам дня нам открылся городок, до изумления напоминающий кадры из всем известного фильма The Truman Show. Такой чистенький, новенький и умытый, совершенно нереальный. Городок был наполнен людьми. Было много молодых мам с колясками и детьми всех возрастов, сидящих в кафе и неспешно болтающих друг с другом за чашкой кофе.

Дети постарше были в школьной форме. Наверное, их только что забрали после занятий и привели полакомиться мороженым и лимонадом.

Мужчин, видно не было. Совсем. Это было понятно, так как они в это время вкалывали на руднике, зарабатывая большие денежки.

Roxby Downs

Roxby Downs 1

Что примечательно, практически все женщины были блондинками, соответственно, и дети тоже. Похоже, что тяжкий труд не привлекал новых иммигрантов или их просто не брали на эту работу.

Мы поселились в единственном в Roxby Downs отеле, таком же аккуратном и милом, как и весь городок. В номере было приличного размера патио, защищенное от палящего солнца полотняными парусами, которые создавали ощущение курортного места.

Маленькое отступление: при отъезде я забыла в номере свою кофточку. Позже мне позвонили из отеля и прислали ее по почте. Ничего удивительного, это Австралия!

Наутро мы занялись отсмотром домов. Посмотрели около дюжины. Понравились все: и двухспальные, и побольше, с ухоженными двориками, гаражами, выложенными разноцветной плиткой подъездными площадками. Красота, одним словом.

К сожалению, покупка недвижимости не состоялась, но это уже другая история.

Следующий день мы посвятили знакомству с горно-рудным гигантом. Не лично, конечно, а посмотрев подробное видео в местном Art Centre (Доме культуры).

Olympic Dam

Olympic Dam

Впечатление осталось колоссальное, прежде всего от громадного размера внутренней разработки этого закрытого рудника. Огромные грузовики типа БЕЛАЗов, шустро бегали внутри гигантской полости если не как муравьи, то как мыши.

Карьер

Olympic Dam Pit

Разного типа погрузчики и люди казались совсем крошечными, но в их движениях чувствовался четкий направленный ритм, и мы понимали, что все движется по плану и по системе, сплоченными усилиями техники и людей.

Рассказали нам и об экологии, специальный штат ведет наблюдения чуть ли ни за каждой букашкой и травинкой. Защита от радиации на руднике, естественно, поставлена на серьезную основу.

После нескольких лет наблюдений жителям было разрешено выращивать овощи, разводить цветники и иметь домашних животных.

Это показатель того, что радиационная защита на должном уровне и угрозы радиации ни для флоры, ни для фауны нет, соответственно и для людей тоже.

Сюжет 9news о развитии рудника 2015 год.

Проникнувшись серьезностью момента, мы продолжили прогулку по залам. Зашли в примыкающую к ним картинную галерею и остановились у понравившейся картины с авторской подписью «Мендельсон».

Стало интересно. Расспросили персонал и узнали, что этот художник живет в местечке Andamooka — широко известном месторождением опалов, расположенном в 32 км от Roxby Downs.

Что нам было проехать еще 32 километра? Дорога была интересной. По пустыне, мимо солончаков, чахлых цветочков и неожиданно возникшей из-за коротенького мелкого дождя радуги.

А вот и Андамука, поселок фанатов опалов, мечтателей, флибустьеров и авантюристов.

Андамука

Andamooka 1

Эти вольные люди живут здесь по своим правилам.  Оказалось, что они не признают никаких ограничений и отрицают любые навязываемые им решения, например, они не позволили поставить светофоры на единственной в городке улице. Живут они, спасаясь от беспощадной жары австралийской пустыни, в своих врытых в землю домах и землянках. Рекордная температура в Андамука +48.5С была зарегистрирована 3 января 2013 года.

Andamooka 2

Из более 500 человек населения Андамуки большинство составляют европейцы, поселившиеся в центре пустыни со времен начала разработки опалов.

Здесь был найден один из самых больших и наиболее известных в мире опалов под именами Andamooka Opal, а также Queen’s Opal. При весе в 203 карата он поражал воображение своими рубиновыми, голубыми и зелеными переливами.

В 1954 году сиднейский ювелир Джон Альтман создал уникальное ожерелье, обрамив знаменитый опал бриллиантами, которое было преподнесено Королеве Елизавете II по случаю ее первого официального визита в Австралию, и по сей день входит в ее коллекцию ювелирных украшений.

Andamooka Opal

Естественно, дорога нас привела к магазину опалов, где на наш вопрос о Мендельсоне, сразу откликнулись и продавцы, и посетители. «О, Алекс!» воскликнули они дружно, «Да кто ж его не знает? Сейчас проводим!»

Так мы познакомились с праправнуком Феликса Мендельсона, романтического немецкого композитора, который подарил миру знаменитый свадебный марш Мендельсона, под звуки которого многие из нас регистрировали свой брак.

Алекс Мендельсон ( Alex Mendelssohn) родился в 1935 в Венгрии, его настоящее имя Шандор (вариант имени Александр на венгерском).

Алекс Мендельсон

Alex Medelson

Алекс принял нас очень радушно, хотя русских не видал очень давно, с момента венгерской революции 1956 года, когда ему удалось бежать от российских танков, перейти границу и в конце концов оказаться в Австралии.

Похоже, что нелегально, хотя он об этом разумеется, нам не говорил. Так вот, он оказался не просто в Австралии, а именно там, в центре раскаленной пустыни, в опаловой Андамуке, где и проживал все эти годы. Прижился, полюбил это место, добывал опалы, но душа с творческой генетикой великого композитора, не давала покоя. Начал рисовать, писать маслом, используя различные техники и материалы.

Byzantiens,_2012

Во время нашего посещения, Алекс увлекался сюжетами с изображением музыкальных инструментов и самих музыкантов, парящих в воздухе, в необычных положениях. Напоминало Шагала. Но когда мы ему сказали об этом, то со свойственным творческим людям апломбом, он отмахнулся, заметив «куда Шагалу до меня». Мы предпочли промолчать.

Alex Medelson 1

Характер у него явно колючий, и отвечая на вопрос, как же он, после Европы все-таки, cмог прожить столько лет в этом забытом Богом месте, Алекс сказал: «Зато нас здесь никто не контролирует: ни власти, ни законы, ни правила. You do whatever you bloody like”.

Мы попросили продать нам его картины. Он сказал, что нарисует их за ночь. С тем мы и вернулись в Roxby Downs.

Вечером любовались роскошным звездным небом, какое бывает только в пустыне. На его черном бархате каждая звезда сверкала как бриллиант, и с этими звездами соперничало только море ярких огней вдали, где находился урановый рудник.

Ночью, похоже, он работал еще напряженнее, чем днем. Из него выплывали авто-поезда, которые мы уже видели в Port Augusta. Общее впечатление было каким-то марсианским, не похожим ни на что другое, виденное раньше.

Утром наш обратный маршрут начался с Андамуки. Алекс действительно сумел написать за ночь две небольшие картины маслом, с летающими скрипками и флейтами и грустными лицами музыкантов. Мы обсудили с ним возможность его приезда в Мельбурн и организации его выставки. К сожалению, этот план не реализовался.

Картины везли на заднем сиденье бережно, позволяя маслу высохнуть. Сейчас одна их них висит у моей приятельницы в доме, а моя пропала без вести. Такое бывает.

Но удивительные впечатления и память об этой встрече и поездке остались на всю жизнь, и это главное.

Видео рассказ об Алексе Мендельсоне.

(658)