Мы живем в «лесной» столице. Живая природа здесь везде. Рядом с главными улицами по вечерам и ранним утром можно запросто встретить представителей австралийской лесной фауны — зайцев, кенгуру, поссумов, вомбатов, иногда лис.
Количество кенгуру, например, населяющих лесные участки города, катастрофически быстро растет и властям в целях охраны природы и населения приходится контролировать численность кенгуру. Предлагаем вашему вниманию рассказ об одном из людей выполняющих работу по «контролю численности» кенгуру.
Я встретился со Стивеном О’Доннеллом (Steven O’Donnell) на закате дня в его доме в пригороде Канберры. Он согласился взять меня на одно из самых непопулярных и спорных мероприятий в сегодняшней Австралии – отстрел кенгуру.
Днем Стив работает профессиональным сантехником, но по ночам он служит официально лицензированным стрелком, в чьи обязанности входит ежегодная «отбраковка» популяции кенгуру, которая насчитывает более 50 миллионов особей.
Когда мы встретились, Стив сразу же объяснил мне, почему тысячи серых восточных кенгуру, которых в АСТ (Австралийской столичной территории) называют просто “ру” (“roos”), должны подвергаться периодической “чистке”. Стаи кенгуру наносят серьёзный ущерб окружающей среде, воруют корм у скота, что сказывается на благополучии местных фермеров, создают помехи автотранспорту на магистральных дорогах.
Но самое сильное впечатление произвёл на меня следующий аргумент Стива: «Когда европейцы обосновались в Австралии около 220 лет назад, они вырубили миллионы деревьев и создали огромные пастбища – настоящее раздолье для кенгуру. В результате их поголовье резко возросло, и поэтому для того, чтобы поддерживать естественный природный баланс (особенно в периоды засухи), популяцию кенгуру приходиться сокращать. Таким образом, на самом деле, всё это – наша вина».
Я слышал от многих, что кенгуру развелось буквально видимо-невидимо, но точные цифры значительно варьируются в зависимости от того, кого вы спрашиваете. По данным правительственных отчетов, ежегодная коммерческая квота отбраковки или отстрела кенгуру составляет примерно 5 миллионов голов – не такой уж большой процент от их общего количества.
Мы обсуждали все эти проблемы ночью по дороге к загону рядом с посёлком Маррумбэйтмэн (Murrumbateman), расположенным на границе Австралийской столичной территории в окрестностях города Канберры, где обычно пасутся сотни кенгуру. Нам нужно постоянно быть начеку, поэтому Стив остановил машину прямо у ворот загона и привинтил кронштейн с мощным прожектором к водительской дверце. Это позволило Стиву вести машину и управлять прожектором в поисках пасущихся в темноте кенгуру. На коленях Стива лежала винтовка 0.223 калибра. Ствол он выставил в окно, чтобы иметь возможность выстрелить в любой момент.
Довольно скоро мы засекли группу кенгуру – их было около дюжины. Но возникла одна проблема: животные находились на пассажирской (моей) стороне грузовика. Стив забрался в кузов и достал мешок с песком, чтобы стабилизировать свою винтовку на крыше. Луч прожектора был направлен прямо на стаю, слепя стоящих вертикально зверьков. Мой взгляд был прикован к одному из них, парализованному ярким светом. Я замер в ужасном и странном предчувствии чего-то неизбежного. Мгновение – и это свершилось. Ба-бах! Чёткий, пронзительный звук выстрела нарушил тишину. Пуля с глухим стуком вошла в кенгуру, и он упал на землю, как подкошенный. Стив повторил эту процедуру трижды в течение одной лишь минуты – и все три выстрела достигли цели.
Стая кенгуру сначала отпрыгнула в сторону, но луч прожектора приковал их внимание, и они остановились из любопытства. Этот интерес оказался фатальным. Стив опять поразил свои цели точно и быстро, на деле подтвердив всё то, что он рассказал мне перед этим. Каждый лицензированный стрелок проходит контрольные тесты, подтверждающие, что он не только умеет метко стрелять, но и точно знает, кого именно он должны отстреливать. Стрелки также обязаны соблюдать весьма строгие правила и условия, из которых главное заключается в том, что животное должно быть поражено “выстрелом в голову”, дабы свести к минимуму боль и страдания. Стив подстрелил в эту ночь семерых – и всех семерых он уложил таким “гуманным” способом. Поразительная меткость!
Когда оставшиеся в живых кенгуру разбежались и оказались вне досягаемости, Стив пометил каждого убитого зверька. Для этого ему пришлось в темноте пересечь луг и прикрепить к телам убитых официальные бирки, чтобы рейнджеры впоследствии убедились: квота отстрела кенгуру для этой области не была превышена. Три часа спустя Стив решил, что его работа окончена. Мы выехали за ворота и вскоре достигли пригорода Канберры.
Мне трудно было справиться с чувством горечи в связи с тем, чему я только что стал свидетелем. Впечатление не из приятных. Я никогда не любил ни оружие, ни даже мысли о насилии. И пока мы ехали в ту ночь по тихой пригородной улице, в голове моей крутилась единственная мысль – тот самый аргумент Стива, что все это на самом деле “наша вина”.
Увы, зло порой, действительно, неизбежно. Но от этого оно не перестаёт быть злом.
Фото и текст: Дэвид Грей (David Gray), Reuters, по материалам сайта http://pixanews.com.
6 Комментариев
Evgeniy:
Май 12, 2013
Думаю, что это отвратительно. Этим делом должны заниматься профессионалы; правительство не должно поощрять «любителей» с нездоровыми наклонностями (посмотрите на выражение лица на последней фотографии). Тоже мне, доблесть, расстрелять в упор группу неподвижных, доверчивых, и глупых животных из снайперской винтовки. Поверьте, что никакик особенных навыков для этого не надо.
ГлавРед:
Май 12, 2013
Ну, а что делать? Проблема есть и ее пытаются решать.
Навыки все-таки нужны, любого не пошлешь. И по лицу трудно определить наклонности человека.
Недавно на ФБ мелькал линк на док. фильм о психологии студенты в зависимости от информации сопровождающей фото давали совершенно разные описания характера изображенного человека.
Игорь:
Авг 29, 2014
А что дальше происходит с телами мертвых кенгуру? Они так и продолжают лежать на тех же местах или их убирают оттуда? Возможно их используют в продовольственных целях, как продажи мяса кенгуру, не знаете?
ГлавРед:
Авг 29, 2014
То, что их собирают после отстрела это точно, а насчет использования в «продовольственных целях», возможно, но не факт.
Pashka:
Сен 14, 2014
Да используют в продовольственных целях. Похоже, что автор постеснялся об этом написать. Я специально интересовался этим вопросом. Вернее не совсем так. Я думал, что мясо кенгуру, которое продаётся в магазинах, поставляется с кенгуровых ферм. Стал искать информацию по таким фермам. Они существуют, но совершенно не рентабельны. Мясо попадает в магазины от охотников. В Австралии ведётся учет поголовья диких кенгуру. И их численность контролируется. Охотники покупают лицензии на отстрел. Это и есть те самые бирки, которые упоминаются в статье. Охотник сам отвозит тушки на мясокомбинат, а бирки — свидетельство легального отстрела. Качество мяса очень высокo. Выбраковывается не более 5%. Почему фермы не рентабельны? У кенгуру мясо только в ногах. В сравнении в бараном, доля мяса в теле кенгуру достаточно мала. Как говорят фермеры, если удастся скрестить кенгуру с бараномм, цены такому зверю не будет.
Само по себе мясо очень полезное и вкусное, но его надо правильно готовить. Никогда не заказывайте в ресторане хорошо прожаренный (well done) кенгуровый стейк. Он должен быть полусырым (medium). Иначе будет слишком жестким.
С. Семенов:
Сен 14, 2014
Спасибо за информацию, отличное дополнение к статье. Я просто не знал этого.