На прошлой неделе у нас закончился фестиваль воздушных шаров. Среди принимавших участие в фестивале был, уже ставший визитной карточкой Канберры, воздушный шар «Небесный кит» — Sky Whale и сегодня рассказ о нем.
Ещё в 2010-м году директор комитета по подготовке празднования столетнего юбилея Канберры Робин Арчер, решил сделать к юбилею сюрприз городу — новый воздушный шар и нанял для этого скульптора Патрицию Пичинини (Patricia Piccinini).
Патириция у своего творения
Патриция росла и училась в Канберре, и до того как стать модным скульптором она закончила экономический факультет Австралийского Национального Университета.
Патриция предствитель нового направления в искусстве — реалистичная скульптура в стиле биопанк.
Молодое поколение, наверняка, знает такие стили как киберпанк или стимпанк по фильмам и мультфильмам, но вот про биопанк узнали недавно, в начале 2000-х.
Что это такое?
Это — воображение художников и фантазии из области генной инженерии, которые воплощаются в инсталляциях с «неведомыми зверушками» и созданиями, которых нет в природе.
Родившись в городе Фритаун на западе неблагополучного Сьера-Леоне в Африке, Патриция Пичинини в семилетнем возрасте с родителями переехала в Австралию, где закончила колледж искусств, университет и стала координатором галереи.
Через какое-то время она сама начала выставляться, делая со своей командой инсталляции, в которых присутствовали неведомые существа, реалистичные и, вместе с тем, странные. Ее работы получили известность.
Для своих «нереальных» скульптур Патриция использовала силикон, человеческие волосы, стекловолокно, настоящую одежду, кожу, полиуретан и еще массу разнообразных компонентов. Цель этих работ — понять одушевленность человека, выяснить, насколько «чужому» позволено отличаться от нас, чтобы мы признали его «своим». Где грань между человеком и животным, человеком и роботом, «своим» и «чужим».
Причем ее скульптуры выглядят настолько живыми, что становится не посебе. Работая над дизайном Небесного Кита, Патриция естественно использовала свой известный стиль.
Шар получился необычной конструкции, по форме напоминающий кита, у которого вместо больших плавников с каждой стороны свисают по пять больших молочных желез с сосками, по форме напоминающих женскую грудь.
По словам художника, плавники или крылья «киту» делать не имело смысла. «Кит — существо слишком большое, да и технические ограничения конструкции воздушного шара не позволи бы их в любом случае. Поэтому на месте крыльев с каждой стороны я решила добавить огромные вымена, соединяющиеся с большим лукообразным телом. Добавила к этому лицо похожее на человеческое, со спокойным доброжелательным выражением сочувствия, и получилось что-то естественное и в то же время нереальное.»
Идею Патриции воплотила в жизнь Бристольская компания Cameron Balloons, из Великобритании, которая выиграла тендер правительства АСТ на изготовление шара. И в мае 2013 года Небесный Кит совершил первый полет.
Появление этого шара над городом вызвало смешные чувства у жителей Канберры.
Шеф-министр АСТ Кэти Галлахер рассказывала, что у нее буквально «выпала челюсть» когда она увидела эскизы дизайна шара в первый раз, но потом эта идея ей понравилась, потому что «такой символ будет работать против восприятия Канберры как скучного города».
Была еще критика и по поводу стоимости воздушного шара-символа. Общие затраты на создание и рекламу Кита составили $350 000 из них $300 000 заплатило правительство и $50 000 получено из частного фонда.
Размеры шара 34 метра в высоту и 23 метра в длину. Шар способен поднять одного пилота и двух пассажиров. Максимальная высота полета 910 метров.
Шар весит полтонны и состоит из более чем 3500 квадратных метров ткани. Кита изготовила команда из шести человек, работавшая в течение семи месяцев.
Из-за больших размеров, Skywhale поднимается и опускается медленнее, чем традиционные воздушные шары. Непосредственные затраты на изготовления шара составили $ A172, 000. Срок службы шара около 100 рейсов.
Вот такой у нас символ!
Небесный Кит в политической карикатуре
Посмотрите также фото и видео с последнего фестиваля.
Видео — Полет на шаре глазами пассажира
Фото Пола Джурак о фестивале