Впечатления блоггера Дмитрия из Казахстана о том как организована Австралийская медицина.
Австралия – страна социальная. Здесь никому не дадут умереть от болезни или голода, даже если он этого захочет. С другой стороны, если ты здоров, успешен, работаешь, не надейся на социальную помощь, наоборот, будь готов к тому, что тебя по-честному, но безжалостно «обдерут», через прогрессивные налоги.
Основу социальной медицины составляет правительственная программа Medicare. По этой программе все жители, не только граждане, но и такие «понаехали» как я, имеют право на социальное медицинское обслуживание. Это единственная социальная программа, которая на всех распространяется одинаково, независимо от доходов и социального положения.
В общем, программа заключается в том, что на каждое посещение врача, больницы и пр. государство выделяет N-ную сумму денег.Например, простой семейный врач за прием получает компенсацию от государства по программе Medicare около 60 долларов (эта сумма время от времени индексируется).
Врачи работают по-разному: есть врачи, услуги которых целиком покрываются этими деньгами от Medicare, а есть, которые берут дороже. Ты сам выбираешь к кому идти. Семейные врачи, как правило укладываются в эту сумму, специалисты чаще берут дороже. Если ты идешь к врачу, который берет за прием дороже суммы компенсации, то Medicare компенсирует ему установленную сумму, а ты доплачиваешь то, что сверху, из своего кармана.
Кроме того, больничное обслуживание тоже целиком оплачивается Medicare. Например, моя очень дорогая операция на сердце для меня была бесплатной, все покрыла Medicare.
А вот, если бы я решил увеличить грудь, сменить, не дай бог, пол, срезать жир с живота или вставить имплантаты в рот, пришлось бы платить самому или страховой компании. Это при условии, что ваша частная медицинская страховка, предполагает такого рода компенсации.
Лекарства здесь тоже свыше какой-то суммы компенсируются Medicare. То есть в аптеке я никогда не плачу больше некоторой суммы за одно лекарство, как бы дорого оно не стоило.
Если у тебя есть кроме Medicare еще и частная медстраховка, можешь иногда рассчитывать на возврат от страховой компании того, что сам платил свыше Medicare, например переплату дорогим врачам.
Кроме того, с медстраховкой, ты имеешь право выбирать себе врачей в больнице, например, хирурга и гарантировано будешь знать, что на тебе не будут практиковаться студенты. По медстраховке ты можешь лечится в частном госпитале, иметь отдельную палату, разные там телевизоры, почти ресторанное питание в больнице и пр.
Так выглядит самый большой в Сиднее частный госпиталь SAN (Sydney Adventist Hospital) после ремонта и обновления, которое начали в 2011 году, посмотрите ролик, он в 3D.
Если страховки нет, в общем, тоже неплохо. Палаты устроены так, что каждый больной изолирован в своем просторном «закутке», и ему не приходится светиться задницей на всю палату, когда делают уколы, а также публично жрать свою продуктовую передачку.
В государственных больницах еда нормальная: каждый день приносят меню, ты делаешь заказ на завтрашний день и тебя кормят в соответствии с твоим заказом. Готовят, надо признать вкусно. Блюда, как у нас говорят – ресторанные, не размазанное ложкой по тарелке пюре на воде и кусок жилистой курицы. Хотя, я давно не был в отечественной больнице, может и в Казахстане уже так же?
По медстраховке , а в некоторых случаях и по Medicare, ты можешь бесплатно получать медицинские приборы: от очков два раза в год, до тонометров, слуховых аппаратов и прочей лабуды. Можешь посещать дантиста не только драть, но и до какого-то предела лечить и протезировать зубы и т.д.
Так примерно выглядит палата в государственном госпитале.
У нас с женой есть медстраховка. Мы за нее платим ежемесячно около 300 долларов (напоминаю, здесь и везде доллары не американские, а австралийские). Сейчас курс 142 тенге за 1 доллар :). Это оплата в первый год, без медицинской истории в Австралии. В следующем году будем платить меньше.
Что интересно, Medicare не компенсирует услуги скорой помощи, которая здесь очень дорогая. Вызов машины скорой помощи обходится примерно в 400 долларов. Поэтому австралийцы предпочитают добираться до больницы своим ходом. Медстраховка скорую помощь покрывает.
Все врачи здесь делятся на GP (семейные врачи) и специалистов. Семейного врача, и не одного, а хоть каждый день нового, ты можешь выбирать в любом районе независимо от места жительства. Они есть везде.
Практически в каждом микрорайоне есть медицинский центр, где работает несколько GP, часто есть лаборатория, рентген, ну, что-то типа нашей поликлиники, но поменьше. При любой болезни, ты должен идти к GP. Только он может тебе дать направление к специалисту, на анализы, выписать рецепт. Без направления от GP ты никуда не попадешь, тебя не будут принимать даже за большие деньги, а без рецепта здесь можно купить только Панадол и капли в нос.
В нашем районе как минимум четыре-пять медицинских центров, каждый примерно на расстоянии 4-5-и километров от моего дома. Если надо что-то простое, типа продлить рецепт, сделать перевязку или взять направление на анализы, мы ходим в эти центры. Причем, медицинские центры обычно расположены прямо в торговых центрах — очень удобно, пошел за хлебушком, заодно и к врачу, здоровье поправить.
Но беда в том, что в этих близких центрах обычно нет русскоговорящих врачей, а не зная языка, легко общаться только с продавцом пива. Врачу без языка трудно объяснить подробно, что у тебя болит, как тебя лечили в КЗ и какие лекарства ты пьешь…
Поэтому мы ездим к своему русскоязычному семейному врачу совсем в другой район Сиднея, если нам нужна нормальная медицинская помощь.
Наш семейный врач — Дима из Питера, который когда-то в Союзе был кардиохирургом, а здесь выше семейного врача не вырос или не захотел. Чтобы стать дипломированным специалистом, врачи здесь учатся по 12-15 лет.
Ездить к Диме приходится за 42 км, но по сиднейским понятиям, это не так много. Дорога занимает примерно 50-55 минут. Точно так же очень далеко приходится ездить к кардиологу — Альберту Шафранскому, хорошему мужику, земляку, из Алматы. Правда, он как только Алматинский мединститут закончил, сразу же уехал куда-то в Африку с гуманитарной миссией лечить негров и больше в КЗ не возвращался.
Эти два парня, можно сказать, спасли мне жизнь: Дима разглядел проблемы с сердцем и срочно отправил меня к кардиологу, а Альберт быстро поставил диагноз и устроил меня в госпиталь к лучшему хирургу без очереди и сейчас меня опекает. Но об этом я еще расскажу.