Рассказ блоггера artema об истории астрономической обсерватории Стромло в Канберре.
Австралия, при своей гигантской территории, по населению страна довольно маленькая. Кроме того, в течение почти всей своей истории она отставала в развитии от Европы и США, поэтому какими-то особенными достижениями в науке похвастаться не может. Среди нобелевских лауреатов — 15 австралийцев, если считать академика Прохорова, родившегося в Квинсленде.
Последняя «нобелевка» была получена в 2011 году Брайаном Шмидтом, профессором Австралийского Национального университета, за открытие темной материи и ускоренного расширения вселенной. Шмидт, правда, родился в Америке, но перебрался в Австралию довольно давно, потому что среди прочих наук австралийская астрономия развита весьма хорошо, и талантливый ученый нашел здесь возможность реализовать себя.
Но это, как говорится, присказка. А сказок не будет. Будет печальная история о том, как 18 января 2003 года ушла в небытие гордость австралийской астрономической науки, жемчужина Астрофизической школы ANU — обсерватория на горе Стромло.
Немного истории
Формально Солнечная обсерватория Содружества (Commonwealth Solar Observatory) была основана в 1924 году, и была одним из первых гос. учреждений в новообразованной Столичной Территории. Ничем не примечательная гора Стромло в западном пригороде Канберры была выбрана потому, что к тому времени там уже имелся телескоп «Одди», 9-дюймовый рефрактор, установленный в 1911 году. Вот так выглядел его незамысловатый купол — первое сооружение на месте будущей обсерватории.
Телескоп был сделан в Ирландии, в Дублине, в 1890 году мастером Граббом, а в 1910-м куплен Джеймсом Одди, известным благотворителем из Мельбурна, и подарен федеральному правительству.
Сначала обсерватория работала довольно вяло, но постепенно обрастала имуществом. Например, были постороены мастерские. Во время Второй мировой войны в них делали оптические приборы для нужд действующей армии. В 1945 году, после закрытия обсерватории в Мельбурне, был приобретен самый большой в Южном полушарии Большой Мельбурнский телескоп, 48-дюймовый рефлектор, изготовленный тем же Граббом аж в 1868 году.
В 1957 году Стромло передали вновь учрежденному Австралийскому Национальному университету. Первые ученые степени, выданные новым университетом, были в области астрономии. Также в середине 50-х товарищи ученые разжились оборудованием поновее. Выпущенный в 1951 году все той же компанией Grubb-Parsons 74-дюймовый рефлектор стал основным телескопом обсерватории, настоящей рабочей лошадью. Благодаря ему резко продвинулись исследования Млечного Пути и Магеллановых облаков в части изучения жизненных циклов звезд. О прибытии этого телескопа на Стромло в 1954 году с гордостью сообщали сиднейские газеты.
Большой Мельбурнский тоже прошел модернизацию, получив новое 50-дюймовое зеркало. Уникален был установленный в 1954 году рефрактор «Йель-Колумбия», предназначенный для измерения звездных параллаксов. Изготовленный в Питтсбурге (США) в 1929 году, он имел диаметр 66 см и фокусное расстояние 10.8 м и входил в число 20 крупнейших рефракторов мира.
Еще среди сокровищ обсерватории Стромло можно упомянуть 30-дюймовый рефлектор Рейнольдса.
Он был подарен федеральному правительству британским промышленником и одновременно астрономом-любителем Джоном Генри Рейнольдсом в 1924 году и установлен на Стромло в 1929-м. С его помощью исследовали переменные звезды; также на нем были проведены одни из первых наблюдений удаленных галактик. В 50-х рефлектор прошел модернизацию.
Трагический конец
День 18 января 2003 года в RSAA нескоро забудут. Начало конца возвестила гроза десятью днями ранее, когда от ударов молнии загорелся лес в четырех местах на границах Столичной Территории. В течение недели эти пожары не привлекали особого внимания соответствующих служб, потому что не казались серьезными. А потом «вдруг» случилось страшное.
Сорокоградусная жара, засуха и необычайно сильный (до 60 км/ч) ветер привели к тому, что за какие-то два дня огонь распространился практически на всю площадь ACT, за исключением самой Канберры (в городе пострадал только самый западный пригород Даффи, непосредственно примыкающий к лесной зоне).
Обсерватория Стромло оказалась недалеко от эпицентра пожара. Заросшая деревьями вершина горы вспыхнула, как факел.
Были потеряны 5 телескопов, оптические мастерские, библиотека, архив, здание администрации, семь жилых домов, станция слежения за спутниками и новейший спектрограф, только что построенный в рамках проекта Gemini. Заявленный ущерб составил 75 миллионов долларов. На результаты пожара невозможно смотреть без слез.
Большой Мельбурнский телескоп:
Рефлектор Рейнольдса:
Старина Одди:
74-дюймовый рефлектор:
Yale Columbia:
Настоящие ученые — сильные люди и просто так не сдаются. Обсерваторию частично отстроили заново и открыли уже в 2004 году. Но есть вещи, которые уходят навсегда и никогда не вернутся. Исследовательский центр ANU перенесен в Siding Spring, где спокойнее и меньше засветка. На Стромло восстановили центр слежения за спутниками:
Поставили несколько учебных телескопов:
Выглядит это все достаточно презентабельно:
Но о былом научном величии напоминают сейчас только руины:
На следующий день после трагедии, 19 января 2003 года, журналист спросил Брайна Шмидта, будет ли обсерватория отстроена заново.
На что нобелевский лауреат смиренно ответил: «Мы можем только надеяться и молиться».
(732)