Гости нашей столицы всегда с  интересом разглядывают скульптуры и другие «объекты» архитектурно-дизайнерского искусства в Цивике — в центре города. Количество их растет год от года. Однако, многие из местных жителей, не придают этому  особого значения, и часто не очень интересуются для чего была поставлена та или иная скульптура.

За последние 17 лет наше местное правительство то и дело устанавливало что-нибудь «эдакое» в пешеходных зонах Цивика. Делается это, согласно программе и, как они говорят, в дополнение к архитектурному дизайну центра Канберры, «чтобы создать положительные эмоции об облике города».  

Арт Программа  Правительства АСТ была начата в 1995 году. Она включает в себя мероприятия по «окультуриванию» Цивика: планирование, отбор и установку новых скульптур, техническое обслуживание скульптур и просветительскую работу.

Если внимательно присмотреться к этим «объектам» можно узнать много нового и интересного. Из последних «дополнений» к облику нашего городского центра можно назвать скульптуру  Давида Йенза (Jensz) «Жизненный цикл» на ул. Петри Plaza и скульптурную группу «Лесная стая»

«Жизненный цикл»

Табличка под скульптурой

«..визуальная метафора жизни «набитой» различными событиями..»

А это «Лесная стая»

Самым старым памятником  Цивика, пожалуй, является фонтан-памятник Джону Даунеру (1844-1915)  на Гарема плэйс.

Джон Даунер — одни из основателей Австралийского государства, член первого парламента. Памятник  установлен в 1964 году его сыном Александром Р. Даунером  известным Австралийским политиком и дипломатом, который является отцом министра иностранных дел последнего либерального правительства Александра Джона Даунера.

 

Тут же недалеко, не так давно была установлена группа памятников австралийским поэтам и писателям.

Первый памятник — Джудит Райт

Джудит Райт — Judith Arundell Wright — (1915 — 2000) — австралийская поэтесса и критик. Писала об австралийской природе. Ее книги — раздумия о людях и судьбе Австралии. Была сторонником движения за права аборигенов на их исконные земли. В своих критических произведениях поддерживала австралийские национальные поэтические традиции и осуждала упадочную поэзию, украшательство, неверие в человека и в прогресс.

Лучшие, на взгляд Джудит, стихи вошли в ее сборники: «Пять чувств. Избранные стихи Джудит Райт» (1963) и «Двуствольное дерево. Избранные стихи 1942-1976». Умерла она  в Канберре в возрасте 85 лет. Произведения Джудит Райт были переведены на русский язык. Анна Ахматова, как утверждают, написала  в 1965 году о Джудит в одном из своих стихотворений :

«Пускай австралийка меж нами незримая сядет
И скажет слова, от которых нам станет светло.
Как будто бы руку пожмет и морщины разгладит,
Как будто простит, наконец, непростимое зло.»

Дополнительная информация на английском — http://www.nla.gov.au/events/doclife/brady.html

Второй — Дэвид Кэмпбэлл

Дэвид Кэмпбэлл  — David Watt Ian Campbell — (1915-1979) австралийский поэт и писатель написал более 15 томов стихов и прозы. Бывший летчик австралийских КВС воевал в Новой Гвинее, был ранен.

Писал о войне. В 1946 году поселился в Канберре, купив ферму Well Station ( рядом с нынешним Гангалином). С этого времени начал писать о сельской жизни Австралии и ее природе. Умер в Канберре.

В ноябре 2007 года в Гангалине в честь Кэмпбелла был официально открыт Малиен (Mullion) парк. Парк расположен на месте, который включает в себя часть бывших владений Кэмпбелла на скотоводческой ферме Уэлс (Wells station).

Название парка происходит от книги стихов, «Чудо Малиен Хилл», которую Кэмпбелл написал, когда он жил и работал там со своей семьей. Парк посвятили Кэмпбеллу за его лирические стихи о любви, войне и Австралийской сельской жизни. Его часто называют поэтом Monaro (название региона, в котором находится АСТ).  В парке установлены деревянные доски с отрывками из его стихов.

Биография и стихи (на ангилийском) — http://www.poetrylibrary.edu.au/poets/campbell-david

Третий —  А. Д. Хоуп

Алек Деруэнт Хоуп — Alec Derwent Hope — (1907 — 2000), австралийский поэт-сатирик, под влиянием которого современная австралийская поэзия вернулась к традиционным формам и освободилась от узкорегиональной тематики. Родился в Куме, недалеко от Канберры. Учился в Сиднейском и Оксфордском (Англия) университетах, преподавал английский и историю в средней школе, читал курс английской филологии в Сиднее, в педагогическом колледже и Мельбурнском университете, в последствии был профессором в Австралийском Национальном университете.

Основные мысли поэзии Хоупа — отсутствие героического начала в делах человека, о чем он писал с едкой иронией, образностью, динамизмом и разнообразием. В противоположность традиционному австралийскому патриотизму Хоуп считал, что Австралия весьма далека от идеала:

«Мы – нация усохших эвкалиптов: всяк проникся
идеей той, что все должно быть цвета хаки.
Лежим средь гор немых подобьем Сфинкса,
имеющего вид подстреленной собаки.

Страна моя, ты молода? – мне эта ложь претит, –
вселенские задворки, пустошь справа, пустошь слева:
твоя упруга грудь, но не родит
ни мыслей, ни полезных дел, увы, пустое чрево.»

Умер Хоуп тоже в Канберре.

Самым курьезным «произведением» многие считают скульптуры овец. Это работа художника Les Kossatz, который был вдохновлен историей про Джеймса Эйнсли (James Ainslie), в честь которого был назван район Эйнсли. Джеймс Эйнсли был управляющим, и работал на овцеводческой ферме Duntroon, которая в 1800-х годах простиралась до города, включая Глеб парк. Работая на ферме, ему удалось за 12 лет увеличить поголовье овец с 700 до 20 000 .

Les Kossatz очевидно пытался намекнуть как овцы размножались. :) Однако, многие приезжие, да и местные не имеют четкого понятия что эти скульптуры и позы означают.

 

Другие, не относящиеся к разряду памятников, скульптуры.

«Подушка»

«Большой маленький человек»

«Икарусы» — летающие люди

«Лестница»

Вот такой «оригинальный» у нас центр!

(3653)