Гости нашей столицы всегда с интересом разглядывают скульптуры и другие «объекты» архитектурно-дизайнерского искусства в Цивике — в центре города. Количество их растет год от года. Однако, многие из местных жителей, не придают этому особого значения, и часто не очень интересуются для чего была поставлена та или иная скульптура.
За последние 17 лет наше местное правительство то и дело устанавливало что-нибудь «эдакое» в пешеходных зонах Цивика. Делается это, согласно программе и, как они говорят, в дополнение к архитектурному дизайну центра Канберры, «чтобы создать положительные эмоции об облике города».
Арт Программа Правительства АСТ была начата в 1995 году. Она включает в себя мероприятия по «окультуриванию» Цивика: планирование, отбор и установку новых скульптур, техническое обслуживание скульптур и просветительскую работу.
Если внимательно присмотреться к этим «объектам» можно узнать много нового и интересного. Из последних «дополнений» к облику нашего городского центра можно назвать скульптуру Давида Йенза (Jensz) «Жизненный цикл» на ул. Петри Plaza и скульптурную группу «Лесная стая»
«Жизненный цикл»
Табличка под скульптурой
А это «Лесная стая»
Самым старым памятником Цивика, пожалуй, является фонтан-памятник Джону Даунеру (1844-1915) на Гарема плэйс.
Джон Даунер — одни из основателей Австралийского государства, член первого парламента. Памятник установлен в 1964 году его сыном Александром Р. Даунером известным Австралийским политиком и дипломатом, который является отцом министра иностранных дел последнего либерального правительства Александра Джона Даунера.
Тут же недалеко, не так давно была установлена группа памятников австралийским поэтам и писателям.
Первый памятник — Джудит Райт
Джудит Райт — Judith Arundell Wright — (1915 — 2000) — австралийская поэтесса и критик. Писала об австралийской природе. Ее книги — раздумия о людях и судьбе Австралии. Была сторонником движения за права аборигенов на их исконные земли. В своих критических произведениях поддерживала австралийские национальные поэтические традиции и осуждала упадочную поэзию, украшательство, неверие в человека и в прогресс.
Лучшие, на взгляд Джудит, стихи вошли в ее сборники: «Пять чувств. Избранные стихи Джудит Райт» (1963) и «Двуствольное дерево. Избранные стихи 1942-1976». Умерла она в Канберре в возрасте 85 лет. Произведения Джудит Райт были переведены на русский язык. Анна Ахматова, как утверждают, написала в 1965 году о Джудит в одном из своих стихотворений :
«Пускай австралийка меж нами незримая сядет
И скажет слова, от которых нам станет светло.
Как будто бы руку пожмет и морщины разгладит,
Как будто простит, наконец, непростимое зло.»
Дополнительная информация на английском — http://www.nla.gov.au/events/doclife/brady.html
Второй — Дэвид Кэмпбэлл
Дэвид Кэмпбэлл — David Watt Ian Campbell — (1915-1979) австралийский поэт и писатель написал более 15 томов стихов и прозы. Бывший летчик австралийских КВС воевал в Новой Гвинее, был ранен.
Писал о войне. В 1946 году поселился в Канберре, купив ферму Well Station ( рядом с нынешним Гангалином). С этого времени начал писать о сельской жизни Австралии и ее природе. Умер в Канберре.
В ноябре 2007 года в Гангалине в честь Кэмпбелла был официально открыт Малиен (Mullion) парк. Парк расположен на месте, который включает в себя часть бывших владений Кэмпбелла на скотоводческой ферме Уэлс (Wells station).
Название парка происходит от книги стихов, «Чудо Малиен Хилл», которую Кэмпбелл написал, когда он жил и работал там со своей семьей. Парк посвятили Кэмпбеллу за его лирические стихи о любви, войне и Австралийской сельской жизни. Его часто называют поэтом Monaro (название региона, в котором находится АСТ). В парке установлены деревянные доски с отрывками из его стихов.
Биография и стихи (на ангилийском) — http://www.poetrylibrary.edu.au/poets/campbell-david
Третий — А. Д. Хоуп
Алек Деруэнт Хоуп — Alec Derwent Hope — (1907 — 2000), австралийский поэт-сатирик, под влиянием которого современная австралийская поэзия вернулась к традиционным формам и освободилась от узкорегиональной тематики. Родился в Куме, недалеко от Канберры. Учился в Сиднейском и Оксфордском (Англия) университетах, преподавал английский и историю в средней школе, читал курс английской филологии в Сиднее, в педагогическом колледже и Мельбурнском университете, в последствии был профессором в Австралийском Национальном университете.
Основные мысли поэзии Хоупа — отсутствие героического начала в делах человека, о чем он писал с едкой иронией, образностью, динамизмом и разнообразием. В противоположность традиционному австралийскому патриотизму Хоуп считал, что Австралия весьма далека от идеала:
«Мы – нация усохших эвкалиптов: всяк проникся
идеей той, что все должно быть цвета хаки.
Лежим средь гор немых подобьем Сфинкса,
имеющего вид подстреленной собаки.
Страна моя, ты молода? – мне эта ложь претит, –
вселенские задворки, пустошь справа, пустошь слева:
твоя упруга грудь, но не родит
ни мыслей, ни полезных дел, увы, пустое чрево.»
Умер Хоуп тоже в Канберре.
Самым курьезным «произведением» многие считают скульптуры овец. Это работа художника Les Kossatz, который был вдохновлен историей про Джеймса Эйнсли (James Ainslie), в честь которого был назван район Эйнсли. Джеймс Эйнсли был управляющим, и работал на овцеводческой ферме Duntroon, которая в 1800-х годах простиралась до города, включая Глеб парк. Работая на ферме, ему удалось за 12 лет увеличить поголовье овец с 700 до 20 000 .
Les Kossatz очевидно пытался намекнуть как овцы размножались. :) Однако, многие приезжие, да и местные не имеют четкого понятия что эти скульптуры и позы означают.
Другие, не относящиеся к разряду памятников, скульптуры.
«Подушка»
«Большой маленький человек»
«Икарусы» — летающие люди
«Лестница»
Вот такой «оригинальный» у нас центр!
(3653)
4 Комментариев
Ольга:
Авг 1, 2012
Спасибо за статью! — сюда же можно приплюсовать гигантскую сову в белконнене (хотя гигантизм в культуре — мировое явление — и знаменитые Австралийские oversized бараны, креветки,бананы,бутылки и так далее — не прецедент, а печальное подтверждение вырождения современной культуры), а также ужасные геометрические формы, если так можно выразиться, разбросанные по всем паркам города — кубы из заржавленного металла например. Очень, очень грустно — что нет в современном правительстве страны людей от культуры с чувством вкуса и меры…
xachita:
Авг 1, 2012
Спасибо за отзыв. :)
Сова в Белконнене это больная для канберрцев тема. Уродство конечно, но главное денег в это «произведение» вбухали немерено. Мне нравится, что люди здесь относятся к этому с юмором. Сову эту называют «the last erection of Stanhope» — «последняя эрекция Стэнхоупа» ( Jon Stanhope — бывший шеф-мимнистр АСТ, ушел с поста перед открытием этой совы :) здесь игра слов erection — означает и «сооружение» и «ерекция» и по форме сова напоминает кое-что ;) )Ее было убрали несколько месяцев назад, я думал из-за критики, но недавно снова вернули на место.
В целом, мне нравится, что здесь правительство стремится хоть что-то делать для создания «уникального лица» города. Эйфелеву башню поначалу тоже ругали все. А сейчас гордятся.
У меня в гостях был знакомый, он один из ведущих архитекторов в крупном городе на Волге. По его мнению, архитектурный дизайн в Канберре, а также Сиднее, Бризбане, Голд косте и Мельбурне на очень высоком уровне. Он был восхищен продуманностью и логичностью решений.
Ольга:
Авг 1, 2012
День добрый. В чем же принципиальная разница в «художественном» подходе между эрекцией Стэнхоупа и совокупляющимися барашками??:) сорри — не вижу таковой. Да и денег вбухали не меньше в многочисленные скульптуры в Сивике. Прости пожалуйста.
xachita:
Авг 1, 2012
барашки не вызывают таких мыслей и эмоций как сова. Скульптуры в Цивике создают кое-никакое «лицо» центра города. Оно может быть художественным, красивым или нет, это дело индивидуального вкуса :). Я не могу судить о культурной ценности этих объектов, я не искусствовед. Но кое-что мне нравится, например «Лестница». И потом, это все делали не любители, я думаю, там конкурс и отбор.